пятница, 29 ноября 2013 г.

Размазывая кашу по столу - итоги шестой недели.

Это отчет о шестой неделе пребывания на курсах В.Кухаренко "Куратор содержания"

Какие остались впечатления?
По первому заданию начну с конца. За его выполнение г-н Кухаренко меня пристыдил.
В последние недели никакого удовольствия от Ваших блогов не получаю. Слова, слова, ...Пытался найти по теме эффективность ДО Ваши материалы. Увы!Подозреваю, что и не найду.Попробуйте меня переубедить.  
(Удовольствие ему подавай). Вернемся к формулировке задания.
Описать и проанализировать свою деятельность куратора содержания по выбранной теме, описать свой метод работы (реальный или предполагаемый - курсив мой) куратором содержания и проанализировать его. 
Я эту деятельность описал уже давно. Здесь и здесь. С тех пор ничего нового в ней не прибавилось (и не убавилось). Но если организаторы желают размазывать кашу по столу, решил я - это их право. Поэтому стояла задача отмазаться с минимумом усилий, что я и сделал. Нашел в тексте организаторов план - предполагаемый план деятельности куратора, и написал по нему отчет. Все формально правильно (мы же в ВУЗе работаем, привыкли отчеты составлять). 

Отчет о втором здании здесь. Здесь я попался на удочку Константина Бугайчука, который меня все время пытался взять "на слабо" - "У Вас устоялась своя практика работы - Вам хватает инструментов - отлично, расскажите почему именно они". Обычно я на это не ведусь, потому, что кроме дополнительной работы, ничего хорошего их этого не выходит. Но тут решил, что лучше освою гугл-аналитик. Может доведется когда-нибудь рекламой заниматься ... Жизнь - штука мало предсказуемая.

Еще послушал вебинар или то, что него осталось. М-дя. Г-н Кухаренко весь вебинар пытался вязать несвязуемое: таксономию Блума (бедный Блум и его таксономия, куда только ее вставляют) с кураторством. Воспроизведу слайд.

Таксономия, как метод, предполагает разделение множества на не пересекающиеся (не имеющие общих частей классы) на одном уровне классификации и иерархическую соподчиненность уровней классификации. Здесь мы видим множество ошибок: анализ, синтез, оценка имеет общий элемент - аналитическую записку. Далее синтез, анализ, оценка являются разновидностью применения материала и находятся в родо-видовых отношениях, т.е. применение материалы может быть в форме реферата, аналитической записки. Или, по-другому, запоминание, понимание, анализ, синтез - это стадии общего процесса, но тогда Блум тут ни при чем. В общем, никакой таксономией тут и не пахло.

Далее г-н Кухаренко попытался нам объяснить методы действия куратора содержания. При этом обнаружилась парадоксальная логика: в начале нас учат тому, как с расставить сети и зацепить как можно больше информации, а потом как потратить много усилий, чтобы оценить качество полученного. Воспроизведу еще слайд
Слайд, делающий честь, аналитику службы внешней разведки или специалисту по информационным войнам. Организаторы хотят нас убедить, что после шести недель пребывания на заочных курсах мы сможем все это делать? Небывалая эффективность обучения. Тут явно не помешал бы следующий слайд.
Если только под Q надо понимать качество информации. Заодно это вернуло бы организаторов на землю - к разговорам, кто платит за удовольствие. Разговорам, которых они старательно избегают. (Понятно, что за удовольствие г-на Кухаренко читать мои блоги я плачу своим временем, но интересно и в общем).

Потом выступил Константин Бугайчук. Был деловит и конкретен. Обогатил нас определением персональной учебной среды как части информационного пространства, которое формирует вокруг себя человек с целью удовлетворения учебных потребностей. Попробовал прикинуть это определение на себя. Какая учебная потребность заставляет меня осваивать twitter, paper.li, scooped и прочее? Углубился в себя... Может вирус подхватил?

Но все это частности. Если говорить в общем, то рассуждения г-на Кухаренко сводятся к банальному информационному сопровождению. Я приведу выдержки из требований образовательного стандарта ФГОС-3 "Прикладная информатика", квалификация бакалавр, раздел II "Информационные системы и ресурсы". В результате изучения базовой части цикла обучающий должен знать:

  • технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации;
  • методы анализа прикладной области, информационных потребностей, 

Вот и куратор содержания!

Далее я много раз пытался начать разговоры о том, кто является потребителем создаваемого информационного продукта. Но никаких ответов на это я не получал. Сейчас я понял почему. Это не выгодно организаторам. Если потребитель информации точно известен, например, так
Источник.
В кого превращается куратор содержания? Правильно, в профильного специалиста. И об этом я писал в блоге, когда пытался копнуть рынок труда на этот предмет. А размазывая кашу по столу, можно собрать на курсы доверчивую аудиторию, которая клюнет на необычное название. И пускать пыль в глаза на тему информационных технологий, персональной учебной среды и прочего, что мы тут услышали. 

Получил я и ответ на основной вопрос: какова эффективность дистанционного обучения? Ответ прост - нулевая. Нет субъекта обучения. Любое обучение - процесс, подразумевающий наличие субъекта обучения, которого мы учим. Если мы учим студента, то мы знаем возрастные психо-физиологические особенности, исходя из которых проектируем образовательные стандарты, задаем определенный уровень обучения. (также и со школьниками). Если мы занимаемся профессиональным обучением - то мы определяем область профессиональной деятельности (профессиональную квалификацию как сейчас говорят), пишем для нее профессиональный стандарт. Затем проводим мониторинг и относительно разработанного стандарта оцениваем эффективность. В дистанционном обучение субъект пропадает. Выше я говорил про нежелание организаторов определить целевую аудиторию кураторов содержания. Кто записывается на MOOC - массовые открытые курсы? Известно только что записалось 100 000 человек. Кто они? Зачем пришли? В лучшем случае можно использовать какие-то косвенные данные, типа отчетов гугул-аналитика. А нет субъекта - нет и эффективности.

Именно поэтому для дистанционного обучения самая выгодная стратегия - стратегия размазывания каши по столу. Такая стратегия во-первых, позволяет работать с размытым контингентом. Во-вторых, не конкретизируя предмет обучения, дает возможность проводить маркетинговую политику, привлекая на курсы просто интересующихся развитием информационных технологий. Человек - существо любопытное. Эксплуатируется очередной человеческий инстинкт. Социальные сети эксплуатируют потребность в коммуникациях. Дистанционное образование эксплуатирует инстинкт любопытства. 

Вот, собственно, и все. Ответы на все вопросы получены. Дотерпеть осталось 2 недели (не слишком напрягаясь). Надеюсь, что у организаторы предусмотрели выдачу удостоверений о прохождении их курса. Приложу бумажку потом к отчету...

4 комментария:

  1. Про нулевую эффективность это вы загнули) Субъект у нас ровно тот же самый, что и на заочном, только у этого субъекта место проживания далеко от ВУЗа, ребенок малый кричит или работы слишком много. Субъект не может регулярно посещать занятия, плачет и идет к нам, а потом работает (если мотивация есть), бывает, что и вполне плодотворно.

    ОтветитьУдалить
  2. Это если про форму обучения говорить. Студент пришел поступать, у него посмотрели документы, побеседовали с ним. Дальше часть курсов он может проходить дистанционно. Тут субъект известен. Я тоже так провожу циклы по повышению квалификации.
    Я имею ввиду другое - когда все полностью дистанционно. Тут и записался дистанционно, и отучился дистанционно. Тут субъект пропадает.

    ОтветитьУдалить
  3. Ну, Муки это самообучение вообще, не считается)

    ОтветитьУдалить
  4. Я блоги почитал. Народу все нравится )))

    ОтветитьУдалить

Лицензия Creative Commons
Произведение «Блог "Эффективное дистанционное образование"» созданное автором по имени А.Н.Гущин, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 3.0 Непортированная.
Основано на произведении с an1954.blogspot.ru. на следующий (также выделен полужирным шрифтом):