вторник, 18 сентября 2018 г.

Неуместные мысли

Давно ничего не писал, а тут такой случай. Наш ВУЗ на следующий год ожидает аккредитация. И в преддверии ожидаемого события начальники решили нас облагодетельствовать в виде переподготовки, которая будет происходить три дня в неделю по вечерам, в нерабочее время. Как водится. И этакое счастье уже произошло сегодня.

Но обучение, как известно, процесс вредный: начнешь думать - неизвестно куда заведет... Вот и меня так занесло.

Если в общем: то контроль жесточайший. Каждый чих выкладывается в интернет. В Рособрнадзоре появились не только эксперты, но и аналитики, надзирающие за экспертами. Вспомнил старый анекдот про прейскурант в публичном доме: секс с женщиной - 5$, наблюдение за сексом - 10$, наблюдение за наблюдающим - 100$. Все, конечно, происходит в Москве, чтобы зазря не переводить казенные деньги.

Общая направленность реформ тоже не повод для оптимизма. Современная система образования заменила традиционную функцию преподавателя, как человека, формирующего личность, на функцию поставщика информации. Все-таки старая советская системы была так или иначе построена вокруг личности преподавателя. А в теперешней новой преподаватель - поставщик информации. Помните старые идеи Фурсенко (который, кстати, никуда не делся и работает советников у Путина)? Он первый ввел в оборот, что образование - это услуга, а преподаватель - поставщик образовательных услуг. И что задача образования "воспитать квалифицированного потребителя". Все так и идет в этом русле.

Весь пресловутый менеджмент качества целиком построен на анкетировании студентов, которые оценивают преподавателей. Узнаете старые песни о главном: если создать конкуренцию, то невидимая рука рынка все расставит по своим местам? Выживут только эффективные преподаватели.
Вспоминаю забавный эпизод. Я зарегистрирован на одном репетиторском сайте. Звонит мне оператор, говорит, что девушке надо помочь сдать зачет по дисциплине (первый раз не сдала). Я согласился. Провели первое занятие. После этого девушка дала отрицательный отзыв с интересной формулировкой: "Александр Николаевич не произвел на меня впечатление человека, знающего предмет". Это ж надо! Студентка, которая не смогла сдать зачет, судит о моих знаниях по предмету. Можно, конечно, посмотреть на эту фразу с точки зрения того, что не произвел впечатления. Только с каких пор впечатление стало заменять логику?

В результате преподаватель потерял право дрючить студента. Вспоминаю, как на первой сессии первого курса преподаватель по мат.анализу ставил по 18 двоек группе, в которой числилось 22 человека. И это было в порядке вещей. Другая преподавательница принимала на себя зачет у группы с 9-00 утра до 20-00 вечера. (По моему, я лично вышел где-то около 6 вечера). А сейчас - поставишь двойку - ты сам виноват, плохо подготовил. А это разговоры не праздные - теряется у студентов волевая составляющая. Теряется умение "держать удар". Действительно - потребитель, да еще и капризный. Чуть что не по нем - фырк, ушел в другой ВУЗ или к другому преподавателю.

И последнее - министерство наше озаботилось взаимозачетами курсов. Все опять ради блага студентов. Мол поучился тут на курсе: получил сертификат, с этим сертификатом пришел в другой ВУЗ, там предъявил сертификат, еще что-то поизучал. Потом на диплом пришел еще в один ВУЗ, и сказал: хочу у вас защищать диплом. И не откажешь. По странному убеждению министерства это будет способствовать качеству обучения. На взгляд - только разрушит существующую структуру методических школ в вузах. Хотя, о чем я - невидимая рука, конечно же, расставит все по местам.

Кстати, начальники нам уже прозрачно намекнули. Мол уже получали предложения от других вузов. К примеру обучить дистанционно всех студентов по курсу "Безопасность жизнедеятельности" всего за 1 000 руб. А у вас факультете такой курс преподаватель семестр читает. Дороговато будет! Теперь любого могут в любой момент пнуть под зад. Учебной нагрузки нет - давай до свиданья. Ничего личного - только бизнес.   

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Лицензия Creative Commons
Произведение «Блог "Эффективное дистанционное образование"» созданное автором по имени А.Н.Гущин, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 3.0 Непортированная.
Основано на произведении с an1954.blogspot.ru. на следующий (также выделен полужирным шрифтом):