Забыл сказать, что получения рецензии УМО потребовало от мня расписать компетенции в курсе. (Речь идет про курс "Базы данных"). И поскольку я рецензию таки получил, то УМО с моей трактовкой согласилось. Поэтому приведу выдержки из того, что относится к компетенциям.
Результаты прохождения курса связаны со следующими обязательными
требованиями по его усвоению, перечисленными в стандарте ФГОС-3.
Знать:
- принципы организации проектирования и содержание этапов процесса разработки программных комплексов (в части проектирования баз данных),
- модели данных,
- архитектуру баз данных,
- системы управления базами данных и информационными хранилищами,
- методы и средства проектирования баз данных,
- особенности администрирования баз данных в локальных и глобальных сетях,
Уметь:
- использовать международные и отечественные стандарты,
- разрабатывать концептуальную модель предметной области, выбирать инструментальные средства и технологии проектирования ИС.
В соответствии
со списком «знать», разбит весь массив тестовых вопросов. Поэтому, используя
результаты тестирования, можно оценить уровень знаний по всем разделам.
Тестирование рекомендуется проводить в форме компьютерного тестирования.
Необходимые умения появляются в процессе выполнения практических работ.
Использование международных и и отечественных стандартов вплетено в процесс
изложения материала и далее перетекает в практические работы.
Компетенции, формируемые в результате изучения.
Процесс изучения дисциплины
направлен на формирование основной компетенции
-
ПК-9 – «способен
моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и
информационные процессы»
и развитие сопутствующих компетенций:
-
ПК-6 – «способен документировать процессы
создания информационных систем на всех стадиях жизненного цикла»,
-
ПК-7 – «способен использовать технологические и
функциональные стандарты, современные модели и методы оценки качества и
надежности при проектировании, конструировании и отладке программных средств»,
-
ПК-12 – «способен эксплуатировать и сопровождать
информационные системы и сервисы»,
-
ПК-13 – «способен принимать участие во
внедрении, адаптации и настройке прикладных ИС»
Для понимания
того, как формируются необходимые компетенции, необходимо представить
уточняющий контекст компетенции в пределах настоящего курса.
Название компетенции в стандарте
|
Уточняющий контекст компетенции в пределах курса
|
ПК-6 – «способен документировать процессы создания
информационных систем на всех стадиях жизненного цикла»
|
По сути, это императивное требование, т.к. проектирование
и создание базы данных является одним из этапов разработки информационной
системы.
|
ПК-7 – «способен использовать технологические и
функциональные стандарты, современные модели и методы оценки качества и
надежности при проектировании, конструировании и отладке программных средств»
|
В контексте настоящего курса может быть сформирована и проверена составляющая,
относящаяся к оценке надежности при разработке приложений для СУБД Access.
Разработка надежных приложений включает, прежде всего, использование методов
поддержания целостности базы данных.
|
ПК-12 – «способен эксплуатировать и сопровождать
информационные системы и сервисы»
|
На основании закона 143-ФЗ «Об информации, информационных
технологиях и защите информации» под информационной системой понимается
«совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее
работу информационных технологий и технических средств». Откуда следует, что
компетенцию ПК-12 в контексте настоящего курса следует понимать как умение
эксплуатировать и сопровождать базы данных.
|
ПК-13 – «способен принимать участие во внедрении,
адаптации и настройке прикладных ИС»
|
Аналогичным образом данная компетенция понимается как
участие во внедрении, адаптации и настройке баз данных и приложений на их
основе.
|
Поскольку
компетенция является интегральной характеристикой, то оценка уровня
сформированности той или иной компетенции целесообразней проводить по итогам
обучения: во время Государственного экзамена или по качеству выполненной ВКР. В
контексте настоящего курса уровень сформированности основной компетенции ПК-9
можно оценить так:
-
Высокий (продвинутый) уровень – сдача теста и
выполнение всех практических работ на оценку «отлично»,
-
Средний уровень развития – сдача теста и
выполнение всех практических работ на оценки «хорошо» и «отлично»,
-
Низкий уровень развития – сдача теста выполнение
всех практических работ в том числе с оценкой «удовлетворительно».
Разумеется, представленные рекомендации не
являются универсальными и каждый ВУЗ (каждый преподаватель) вправе использовать
свою шкалу.
И дальше в практических работах. Например.
Работа N1
Цель работы:
Создать простую таблицу с записями о студентах.
Задание студентам:
-
Изучить интерфейс СУБД Access.
-
Ознакомиться с мастером создания таблиц,
-
Создать таблицу, содержащую сведения о студентах
группы. Обязательная часть сведений должна включать: номер зачетки, фамилию,
имя, отчество, дате рождения, телефон, номер группы, название специальности.
-
При создании таблицы учесть бизнес-ограничения,
обеспечивающие целостность базы данных, не менее 5.
-
Ввести не менее 15 о коллегах-студентах из этой
или других групп.
-
Проанализировать заполненную таблицу с помощью
мастера «Анализ быстродействия» (раздел меню «Работа с базами данных»).
-
Полученную таблицу сохранить для последующего
использования.
-
Подготовить отчет о выполненной работе с помощью
мастера «Архивариус» или «Средство документирования баз данных» (раздел меню
«Работа с базами данных») и дать заключение о пригодности мастера для
документирования.
Форма
представления результата:
-
Файл в формате MS Access.
-
Отчет о выполненной работе. Отчет включает:
o
Титульный лист с названием работы, дисциплины,
группы и фамилии студента,
o
Описание структуры таблицы,
o
Описание средств обеспечения целостности базы
данных, использованных студентом.
o
Заключение о пригодности мастера «Архивариус»
для подготовки отчетов.
Оценка за выполнение работы:
Оценка выставляется с учетом
степени полноты выполнения заданий и наличия средств поддержки целостности базы
данных.
-
«Отлично» - выполнены все задания работы и в
таблице имеется не менее 5 бизнес-ограничений для поддержки целостности базы
данных.
-
«Хорошо» - полностью выполнены все задания
работы, но не хватает бизнес-ограничений для поддержания целостности базы
данных.
-
«Удовлетворительно» - не выполнено одно из
заданий работы.
Формируемые компетенции
-
ПК-9 – «способен
моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и
информационные процессы»
-
ПК-6 – «способен документировать процессы
создания информационных систем на всех стадиях жизненного цикла»,
-
ПК-7 – «способен использовать технологические и
функциональные стандарты, современные модели и методы оценки качества и
надежности при проектировании, конструировании и отладке программных средств»,
-
ПК-12 – «способен эксплуатировать и сопровождать
информационные системы и сервисы»,
Комментариев нет:
Отправить комментарий