воскресенье, 2 ноября 2014 г.

Еще раз про компетенции

Забыл сказать, что получения рецензии УМО потребовало от мня расписать компетенции в курсе. (Речь идет про курс "Базы данных"). И поскольку я рецензию таки получил, то УМО с моей трактовкой согласилось. Поэтому приведу выдержки из того, что относится к компетенциям.


Результаты прохождения курса связаны со следующими обязательными требованиями по его усвоению, перечисленными в стандарте ФГОС-3.
Знать:
  1. принципы организации проектирования и содержание этапов процесса разработки программных комплексов (в части проектирования баз данных),
  2. модели данных,
  3. архитектуру баз данных,
  4. системы управления базами данных и информационными хранилищами,
  5. методы и средства проектирования баз данных,
  6. особенности администрирования баз данных в локальных и глобальных сетях,
Уметь:
  1. использовать международные и отечественные стандарты,
  2. разрабатывать концептуальную модель предметной области, выбирать инструментальные средства и технологии проектирования ИС.
 Обеспечение требований образовательного стандарта.
В соответствии со списком «знать», разбит весь массив тестовых вопросов. Поэтому, используя результаты тестирования, можно оценить уровень знаний по всем разделам. Тестирование рекомендуется проводить в форме компьютерного тестирования. Необходимые умения появляются в процессе выполнения практических работ. Использование международных и и отечественных стандартов вплетено в процесс изложения материала и далее перетекает в практические работы.

Компетенции, формируемые в результате изучения.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование основной компетенции
-        ПК-9 –  «способен моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и информационные процессы»
и развитие сопутствующих компетенций:
-        ПК-6 – «способен документировать процессы создания информационных систем на всех стадиях жизненного цикла»,
-        ПК-7 – «способен использовать технологические и функциональные стандарты, современные модели и методы оценки качества и надежности при проектировании, конструировании и отладке программных средств»,
-        ПК-12 – «способен эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы»,
-        ПК-13 – «способен принимать участие во внедрении, адаптации и настройке прикладных ИС»
Для понимания того, как формируются необходимые компетенции, необходимо представить уточняющий контекст компетенции в пределах настоящего курса.
Название компетенции в стандарте
Уточняющий контекст компетенции в пределах курса


ПК-6 – «способен документировать процессы создания информационных систем на всех стадиях жизненного цикла»
По сути, это императивное требование, т.к. проектирование и создание базы данных является одним из этапов разработки информационной системы.
ПК-7 – «способен использовать технологические и функциональные стандарты, современные модели и методы оценки качества и надежности при проектировании, конструировании и отладке программных средств»
В контексте настоящего курса может быть  сформирована и проверена составляющая, относящаяся к оценке надежности при разработке приложений для СУБД Access. Разработка надежных приложений включает, прежде всего, использование методов поддержания целостности базы данных.
ПК-12 – «способен эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы»
На основании закона 143-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» под информационной системой понимается «совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее работу информационных технологий и технических средств». Откуда следует, что компетенцию ПК-12 в контексте настоящего курса следует понимать как умение эксплуатировать и сопровождать базы данных.
ПК-13 – «способен принимать участие во внедрении, адаптации и настройке прикладных ИС»
Аналогичным образом данная компетенция понимается как участие во внедрении, адаптации и настройке баз данных и приложений на их основе.

Поскольку компетенция является интегральной характеристикой, то оценка уровня сформированности той или иной компетенции целесообразней проводить по итогам обучения: во время Государственного экзамена или по качеству выполненной ВКР. В контексте настоящего курса уровень сформированности основной компетенции ПК-9 можно оценить так:
-        Высокий (продвинутый) уровень – сдача теста и выполнение всех практических работ на оценку «отлично»,
-        Средний уровень развития – сдача теста и выполнение всех практических работ на оценки «хорошо» и «отлично»,
-        Низкий уровень развития – сдача теста выполнение всех практических работ в том числе с оценкой «удовлетворительно». 

 Разумеется, представленные рекомендации не являются универсальными и каждый ВУЗ (каждый преподаватель) вправе использовать свою шкалу.    

И дальше в практических работах. Например.
Работа N1
Цель работы:
Создать простую таблицу с записями о студентах.
Задание студентам:
-        Изучить интерфейс СУБД Access.
-        Ознакомиться с мастером создания таблиц,
-        Создать таблицу, содержащую сведения о студентах группы. Обязательная часть сведений должна включать: номер зачетки, фамилию, имя, отчество, дате рождения, телефон, номер группы, название специальности.
-        При создании таблицы учесть бизнес-ограничения, обеспечивающие целостность базы данных, не менее 5.
-        Ввести не менее 15 о коллегах-студентах из этой или других групп.
-        Проанализировать заполненную таблицу с помощью мастера «Анализ быстродействия» (раздел меню «Работа с базами данных»).
-        Полученную таблицу сохранить для последующего использования. 
-        Подготовить отчет о выполненной работе с помощью мастера «Архивариус» или «Средство документирования баз данных» (раздел меню «Работа с базами данных») и дать заключение о пригодности мастера для документирования.
 Форма представления результата:
-        Файл в формате MS Access.
-        Отчет о выполненной работе. Отчет включает:
o   Титульный лист с названием работы, дисциплины, группы и фамилии студента,
o   Описание структуры таблицы,
o   Описание средств обеспечения целостности базы данных, использованных студентом.
o   Заключение о пригодности мастера «Архивариус» для подготовки отчетов.
Оценка за выполнение работы:
Оценка выставляется с учетом степени полноты выполнения заданий и наличия средств поддержки целостности базы данных.
-        «Отлично» - выполнены все задания работы и в таблице имеется не менее 5 бизнес-ограничений для поддержки целостности базы данных.
-        «Хорошо» - полностью выполнены все задания работы, но не хватает бизнес-ограничений для поддержания целостности базы данных.
-        «Удовлетворительно» - не выполнено одно из заданий работы.
Формируемые компетенции
-        ПК-9 –  «способен моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и информационные процессы»
-        ПК-6 – «способен документировать процессы создания информационных систем на всех стадиях жизненного цикла»,
-        ПК-7 – «способен использовать технологические и функциональные стандарты, современные модели и методы оценки качества и надежности при проектировании, конструировании и отладке программных средств»,
-        ПК-12 – «способен эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы»,

Лицензия Creative Commons
Произведение «Блог "Эффективное дистанционное образование"» созданное автором по имени А.Н.Гущин, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 3.0 Непортированная.
Основано на произведении с an1954.blogspot.ru. на следующий (также выделен полужирным шрифтом):