Вчера посмотрел по ящику михалковский "Солнечный удар". Выскажу пару комментов. У меня так получилось, что два смысловых пласта.
Первый сразу после просмотра. Когда в финале герой узнает в своем палаче-чекисте подростка из провинциального городка на Волге с которым познакомился, и который его спрашивал, правда ли, что мы все от обезьян, как говорил им учитель, прибывший из Петербурга. И типа герой понимает, что с этого все началось... Он тогда отмахнулся от вопроса, а оно вон что. Показалось, что это слишком прямолинейная иллюстрация принципа Достоевского "Если Бога нет, то все позволено".
Для интересу почитал критиков. Набрал в поисковой машине "Солнечный удар". Странные люди эти кинокритики. Почему-то всех зацепили кадры с поршнями корабельной машины, на фоне которых часто происходят события. И почему-то все стали их понимать как метафору полового акта. У меня они больше ассоциировались с неумолимым движением эпохи, которая перемалывает все: личность, отношения. Примерно в духе Замятина и Платонова.
А потом - ко второму уровню осмысления. Когда герой первый раз выпрыгивает с парохода под действием своих фантазий о встрече с Прекрасной Незнакомкой. Я понял, что вот такими они и были дворяне: жили в своих уютных усадьбах, согретые любовью родителей, дядюшек, нянюшек. "Жизнь Арсентьева" хотя бы вспомнить того же Бунина. Инфантильные. Живущие в своих собственных фантазиях. В таком контексте уместно выглядит и сцена с шарфом, которая так не нравится критикам. Герой гоняется за очередной химерой.
И вот такие порядочные, честные попадают в плен. Дисциплинированно идут на убой, даже не пытаясь противостоять своим палачам. Мужественно тонут. Целое поколение вот так утонуло.
"Солнечный удар" - это фильм?
ОтветитьУдалить