По свежим следам напишу несколько слов про впечатления от второго вебинара Елены Локтевой "Оценка и развитие компетенций в удаленном обучении".
Первое и самое важное, на мой взгляд- нежелание обсуждать исходные понятия. Про компетенции действительно много говорят и пишут. Соглашусь с тем, что об этой области лучше всего сказал Лао Цзы "Знающий не говорит, говорящий не знает". И все же, об исходных терминах договориться надо. Это очень важно и сейчас скажу почему. По поводу компетенций я тоже долго был в недоумении, пока мне не попалась книжка "Лайл М.Спенсер-мл, С. Спенсер. Компетенции на работе". Почему я купился на эту теорию? 1) она мне понятна, как человеку с физико-математическим образованием, 2) содержит строгую и проверяемую методику анализа компетенций. Короче,к делу.
Первое и самое важное, на мой взгляд- нежелание обсуждать исходные понятия. Про компетенции действительно много говорят и пишут. Соглашусь с тем, что об этой области лучше всего сказал Лао Цзы "Знающий не говорит, говорящий не знает". И все же, об исходных терминах договориться надо. Это очень важно и сейчас скажу почему. По поводу компетенций я тоже долго был в недоумении, пока мне не попалась книжка "Лайл М.Спенсер-мл, С. Спенсер. Компетенции на работе". Почему я купился на эту теорию? 1) она мне понятна, как человеку с физико-математическим образованием, 2) содержит строгую и проверяемую методику анализа компетенций. Короче,к делу.
Компетенция — базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и/или наилучшему на основе критериев исполнению в работе или в других ситуациях.
Представленное определение можно проиллюстрировать моделью
айсберга.
Что подчеркивается в определении?
Базовое
качество означает, что компетенция является очень глубоко лежащей и
устойчивой частью человеческой личности и может предопределять поведение человека
во множестве ситуаций и рабочих задач.
Причинное
отношение означает, что компетенция предопределяет или вызывает
определенное поведение и исполнение.
На основе критериев — значит, что компетенция действительно прогнозирует хорошее или плохое исполнение, которое измеряется при помощи конкретного критерия, или стандарта.
На основе критериев — значит, что компетенция действительно прогнозирует хорошее или плохое исполнение, которое измеряется при помощи конкретного критерия, или стандарта.
Здесь подчеркивается, что компетенция относится к более глубокому слою личности, чем знания, умения навыки, с которыми имеет дело традиционная педагогика.
С этой точки зрения Елена тренирует умения и навыки. Такое употребление термина "компетенция" вообще характерно для профессионального обучения. Они это вольно очень понимают. Но так они обязательно наступят на те же грабли, на которые наступил Спенсер. Он начинает свою книгу с того, что его призвали работать в МИД США, где открылась супер-элитная школа подготовки будущих дипломатов с супер-экзаменами, супер-программой и прочим. Через какое-то время, когда стали проверять успешность работы выпускников, оказалось, что те, кто закончил с лучшими оценками далеко не всегда оказались лучшими работниками. Корреляция между оценками и успешностью слабая. Тогда-то они и стали думать (см. выше...). Дальше они придумали методику, провели анализ фактического материала - обработали 20 000 интервью и выделили 12 основных компетенций. Можно об этом прочитать в книжке.
Так или иначе, но сейчас то, что показано в презентации является смесью технических навыков (профессиональных навыков) и навыков коммуникаций (умение работать в команде). Сейчас пытаются ввести новый термин - профессиональные квалификации. Есть рекомендации по созданию многофункциональных центров прикладных квалификаций.
Второе замечание. Выбор профессиональных стандартов был не очень обоснован. Сказано только, что взяли такую-то методику. Я, например, знаю еще профессиональные IT-стандарты, которые совместно разработаны ведущими компаниями. Почему их не взять? Я как понял, заказчик не предъявлял конкретных требований к стандартам. С другой стороны, попробовали - получилось. Зачем менять.
Третье замечание. Довольно много говорилось про информационные технологии. Но это технологии коммуникаций, а не собственно обучения. Произошла, на мой взгляд, подмена понятий. Вместо технологий обучения нам рассказали про технологии коммуникации при обучении. Я уже писал в замечаниях, что методы собственно обучения остались прежними: кейсы, самостоятельная работа, отчеты. Изменились технологии коммуникаций. Во всяком случае ни одной методики обучения, которая была специфичной для elearninga (которую нельзя использовать в обычном режиме) нам показано не было. А вот специфичных методик коммуникаций - сколько угодно. Вообще это типичная ситуация для тех, кто претендует на elearning.
Интересно, что в конце Елена признала (правда отвечала на мой вопрос о коммуникациях), что она развивает именно компетенции, когда стала говорить о том, что "студенты" могут успешно решать поставленные в виде кейсов задачи за счет своих личностных качеств, кто-то за счет системного мышления, кто-то за счет стремления к достижению. Часть из этих качеств является базовыми свойствами личности (стремление к достижению). Это как раз и есть компетентностный поход в том смысле, как описано выше. Но тогда этому подходу будут противоречить методы оценки "компетенций".
Комментариев нет:
Отправить комментарий