понедельник, 17 февраля 2014 г.

О понимании текста.

Одно из заданий пятой недели было следующим
Укажите адрес, где размещены информационные материалы Вашего курса. Прокоментируйте тестирование Вашего текста на удобочитаемость.
И давалась ссылка на страницу, где можно было проверить текст на читаемость. Я честно посчитал, получилось следующее.

Оценка читаемости элементов курсаИндекс Фога:Индекс Флеша:
Общие ресурсы для курса
Страница введения5Язык детской и школьной литературы. Доступен для понимания широкой аудитории.42Текст средней степени сложности. Доступен для широкой аудитории
Презентация курса (выборочное среднее)11Язык профессиональной прессы. Доступен для понимания подготовленной части аудитории.10Текст сложно читается. Доступен для понимания людям с высшим образованием
Презентация контекста (для тех, кто не хочет читать длинные книги)11Язык профессиональной прессы. Доступен для понимания подготовленной части аудитории.0Текст сложно читается. Доступен для понимания людям с высшим образованием
1 неделя
Презентация "Компетенции руководителя по Спенсеру"8Язык популярной прессы. Доступен для понимания широкой аудитории.29Текст сложно читается. Доступен для понимания людям с высшим образованием
2 неделя
Глоссарий9Язык профессиональной прессы. Доступен для понимания подготовленной части аудитории.1Текст сложно читается. Доступен для понимания людям с высшим образованием
3 неделя
Задание, пояснение и пр.5Язык детской и школьной литературы. Доступен для понимания широкой аудитории.27Текст сложно читается. Доступен для понимания людям с высшим образованием
Дайджест для 3 недели8Язык популярной прессы. Доступен для понимания широкой аудитории.32Текст средней степени сложности. Доступен для широкой аудитории
Шаблон для написания концепции8Язык популярной прессы. Доступен для понимания широкой аудитории.12Текст сложно читается. Доступен для понимания людям с высшим образованием
4 неделя
Задание, пояснение и пр.5Язык детской и школьной литературы. Доступен для понимания широкой аудитории.0Текст сложно читается. Доступен для понимания людям с высшим образованием
Дайджест 4 недели9Язык профессиональной прессы. Доступен для понимания подготовленной части аудитории.18Текст сложно читается. Доступен для понимания людям с высшим образованием
5 неделя
Задание, пояснения6Язык детской и школьной литературы. Доступен для понимания широкой аудитории.0Текст сложно читается. Доступен для понимания людям с высшим образованием
Дайджест 5 недели13Язык классической литературы. Доступен для понимания подготовленной части аудитории.0Текст сложно читается. Доступен для понимания людям с высшим образованием
6 неделя
Задание, пояснения6Язык детской и школьной литературы. Доступен для понимания широкой аудитории.0Текст сложно читается. Доступен для понимания людям с высшим образованием
Дайджест 6 недели8Язык популярной прессы. Доступен для понимания широкой аудитории.1Текст сложно читается. Доступен для понимания людям с высшим образованием
7 неделя
Задание, пояснения6Язык детской и школьной литературы. Доступен для понимания широкой аудитории.0Текст сложно читается. Доступен для понимания людям с высшим образованием
Дайджест к 7 неделе8Язык популярной прессы. Доступен для понимания широкой аудитории.8Текст сложно читается. Доступен для понимания людям с высшим образованием
8 неделя
Задание, пояснения6Язык детской и школьной литературы. Доступен для понимания широкой аудитории.0Текст сложно читается. Доступен для понимания людям с высшим образованием
Дайджест к 8 неделе11Язык профессиональной прессы. Доступен для понимания подготовленной части аудитории.0Текст сложно читается. Доступен для понимания людям с высшим образованием
Шаблон для постпроектного анализа8Язык популярной прессы. Доступен для понимания широкой аудитории.25Текст сложно читается. Доступен для понимания людям с высшим образованием.
Среднее7.9510.79

Ну посчитать - посчитал. А вот как интерпретировать? Много это или мало? Печалька. Начинаем гуглить.

Во-первых оказалось, что с  Офиса 2013 такая функция будет стандартной функцией (Ворд и Повер Пойнт). Официальный сайт Микрософт. 
Проверка удобочитаемости по Флешу.
В этой проверке текст оценивается по 100-балльной шкале. Чем выше значение, тем проще понять документ. Для большинства стандартных файлов следует добиваться значения от 60 до 70 баллов.
Формула расчета показателя удобочитаемости по Флешу:
206,835 – (1,015 x ASL) – (84,6 x ASW)
где:
ASL = средняя длина предложения (число слов, деленное на число предложений);
ASW = среднее число слогов в слове (число слогов, деленное на число слов).

Школьный тест по Флешу-Кинкейду
Этот тест используется для оценки текстов на экзаменах в школах США. Например, значение 8,0 означает, что этот документ может понять ученик восьмого класса. Для большинства документов следует добиваться уровня от 7,0 до 8,0.
Формула для школьного теста Флеша-Кинкейда:
(0,39 x ASL) + (11,8 x ASW) – 15,59
где:
ASL = средняя длина предложения (число слов, деленное на число предложений);
ASW = среднее число слогов в слове (число слогов, деленное на число слов).
Но, не так-то все просто. Все так: на сайте считаются немного другие индексы: индекс Фога и индекс Флеша. Наткнулся на ссылку Ю.В.Рогушиной. Там приведена еще куча индексов. Для текстов, понятных большинству населения индекс Фога (индекс туманнности) должен быть меньше 12. У меня с этим все хорошо. Со вторым индексом похуже: "понятный английский язык" имеет индекс не ниже 60, а разговорный - не ниже 80. Тут у меня сильно не очень. Еще поправку надо на русский сделать, на мой взгляд. На мой взгляд русский - один из самых структурно сложных языков. 
Самое интересное, что результат совпадает с практикой. Я как-то читал лекции по управлению проектами для школьных педагогов. Все стали отметили, что у меня язык слишком научный. Но некоторым (примерно половине) нравилось. Что опять же совпадает с теорией. В статье Рогушиной сказано, что читатель предпочитает текст сложности несколько выше своего уровня. Ему (читателю) нравится быть "на пределе". Будем надеяться на позитив ))).
На самом деле я не слишком в это верю, потому что понимание текста - иерархический процесс: есть понимание на уровне предложения, на уровне абзаца, на уровне контекста. Даже наука, которую все почти забыли - герменевтика, которая как раз и занимается пониманием и толкованием текста. Осмелюсь думать, что у меня с пониманием на уровне контекста все в порядке - могу понимать и объяснять сложные теории. Так должно быть у все педагогов в той или иной степени.
Ну, а мы будем индексы считать. Компьютеризация, туды ее в качель ...

PS
Про методику забыл написать. Понятно, что всю презентацию в сервис не засунешь. Поэтому отбирал поясняющие абзацы. Их копировал в сервис, пока не набирался объем. Объем - примерно страница текста. Дальше пользовался сервисом. Результаты всех презентаций плотно группируются в одном интервале, поэтому оценки кажется достаточно надежными.

Лицензия Creative Commons
Произведение «Блог "Эффективное дистанционное образование"» созданное автором по имени А.Н.Гущин, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 3.0 Непортированная.
Основано на произведении с an1954.blogspot.ru. на следующий (также выделен полужирным шрифтом):