суббота, 28 июня 2014 г.

Как я занимался бизнесом

Когда я пришел в ВУз, а это случилось, скажем так, в зрелом возрасте естественно опыта у меня никакого не было и понимания законов вузовской жизни тоже. Но зато был хороший опыт управленческой деятельности. Слова про нагрузку были мне тогда не очень понятны, это уже позже выяснилось, что она все определяет. И стандартных вузовских методов по ее отъему у других преподов я не понимал. В результате мы долго и безуспешно общались с директором, он что-то вяло толковал про руководство дипломниками, про еще что-то. В конце концов, договорились до простой вещи: он меня три месяца кредитует - платит зар.плату, я за эти три месяца нахожу себе занятие, которое меня будет кормить. Если нет - то разбегаемся.
Я оформил документы на создание организационной структуры - аналитического и учебного центра, и через два месяца выиграл свой первый муниципальный контракт. Бизнес-идея была в том, чтобы использовать кадровые ресурсы ВУЗа для выполнения реальных работ. Не лезь выполнять большие контракты, чтобы не конкурировать с проектными институтами, а выигрывать небольшие, где работают мелкие фирмочки, которые на конкурсах побеждать брендом. При этом снижать издержки за счет дешевого студенческого труда. 
Задним числом - сейчас, я понимаю, что это была неимоверная авантюра: придти в новую предметную область и начать там выполнять какие-то проекты. Тем не менее... Эта деятельность достаточно успешно продолжалась около двух лет. Как я понимаю сейчас, это был один из опытов по созданию успешной системы по внедрению инноваций. Сейчас это очень востребовано. Поэтому привожу одну небольшую статью тех лет. Мне до сих пор кажется, что основная идея не устарела. И что систему для внедрения инноваций надо проектировать именно как цикл по управлению знаниями. Текст был благополучно погребен в тезисах какой-то конференции, к сожалению, не сохранилось названия.


УДК 007.51
Управление знаниями на примере ВУЗа.

К.ф.-м.н. Гущин А.Н.
Уральская государственная архитектурно-художественная академия. Институт урбанистики.
        
         В настоящее время остро стоит вопрос о переходе к инновационной экономике, для этого используются различные средства: новые образовательные стандарты, хозяйственные общества, улучшение инфраструктуры. Однако для перехода к инновационной экономике необходимо управление движением знаний, т.е. тем, откуда новые знания берутся, как они трансформируются и кому передаются. Необходимо описание и настройка всего полного цикла управления знаниями в ВУЗе.
Энциклопедический словарь Webster дает следующее определение:
knowledge (знания) - сущ. 1) понимание, приобретаемое фактическим опытом (например, знание плотницкого ремесла). 2) А: состояние осведомленности о чем-то или обладание информацией, Б: диапазон информированности или осведомленности. 3) акт понимания: ясное восприятие истины. 4) нечто понятое и держащееся в уме.
В педагогике не сформировалось такого  же четкого определения компетенций и компетентности. Дискуссию по данному вопросу можно посмотреть, например в ... Не вдаваясь в детали определений можно заключить, что для формирования компетенций необходимо, чтобы обучаемый  приобретал знания в вышеприведенном смысле. Приобретение знаний – это процесс, и как всякий процесс, он нуждается в управлении.
Имеется несколько определений процесса управления знаниями, для целей данной статьи лучше всего подходит определение журнала PC Week/RE: Управление знаниями - это технология, включающая в себя комплекс формализованных методов, охватывающих:
1.     поиск и извлечение знаний из живых и неживых объектов (носителей знаний);
2.     структурирование и систематизацию знаний (для обеспечения их удобного хранения и поиска);
3.     анализ знаний (выявление зависимостей и аналогий);
4.     обновление (актуализацию) знаний;
5.     распространение знаний;
6.     генерацию новых знаний.
Цель управления знаниями в ВУЗе можно сформулировать следующим образом: изменить позиционирование выпускников на рынке труда, т.е  уйти от традиционного позиционирования ВУЗа - «мы готовим выпускников, обладающих следующими навыками …» на инновационное - «мы готовим выпускников, умеющих решать проблемы в области …». Именно эта идея заложена в новых образовательных стандартах 3-го поколения. 
       Для решения поставленной задачи необходимо создание формализованных методик, охватывающих все вышеприведенные шаги (1-6) по управлению знаниями. Создание подобных методик возможно только на основе интеграции учебного процесса с выполнением проблемно-ориентированных практических задач.
Традиционно эта задача решается в ВУЗе путем использования системы практик: учебных, профессиональных, производственных и пр. Во времена СССР вдобавок к этому существовало понятие «молодой специалист», которому давалось три года после окончания ВУЗа для адаптации на новом рабочем месте. Основным недостатком системы практик является то, что знания полученные студентом в ходе выполнения производственных практик уходят вместе со студентом. В идеале они должны возвращаться в ВУЗ и служить для обобщения и генерации новых знаний.
         Ниже (рис. 1) описывается общая схема интеграции научно-технической деятельности с учебным процессом, которая в основных чертах внедрена и успешно работает в институте урбанистки УралГАХА. Эта схема названа «инновационным циклом» за то, что она построена таким образом, чтобы знания и умения, необходимые для работы на реальном коммерческом рынке, далее обобщались и осмысливались в виде курсовых, дипломных и диссертационных работ и, в переосмысленной форме, вновь транслировались рынку.
В этой схеме первый этап – поиск и извлечение знаний выполняется в ходе выполнения договорных работ силами самостоятельного хозрасчетного подразделения. Собственно выполнение договорных работ и общение с заказчиком является способом выполнения шага 1 - «поиск и извлечение знаний из живых и неживых объектов (носителей знаний)».
Из практики управления проектами [...] известна важность сохранения рабочих материалов и отмечается необходимость проведения регулярных собраний рабочей группы, а также написания отчетов с извлеченными уроками после завершения каждого этапа проекта. Именно эти рабочие материалы являются «сырьем» для выполнения процедуры 2 – «структурирование и систематизацию знаний (для обеспечения их удобного хранения и поиска)». Наработанные материалы поступают в общее хранилище – репозитарий, где служат основой для выполнения дальнейших шагов 3,4,5,6 по анализу знаний и их актуализации.
Шаги 3 – «анализ знаний (выявление зависимостей и аналогий)» и  6 – «генерация новых знаний» в ходе подготовки публикаций, дипломных и диссертационных работ, идеи которых основаны на материалах, полученных в ходе выполнения работ. Остальные шаги – 4 «обновление (актуализация) знаний» и 5 – «распространение знаний» выполняются стандартными для ВУЗа средствами.



Рис 1. Схема интеграции научно-исследовательской деятельности с учебным процессом.

Приведенная схема организации «инновационного цикла» хорошо интегрируется с новыми методами обучения в виде кейс-технологий. Под кейс-технологиями понимается то, что в зарубежных публикациях называется методом изучения ситуаций (case studies), деловых историй (case stories) и, наконец, просто методом кейсов (case method).
         Кейс-технологии  обладают следующими преимуществами:
1       активизируют навыки самостоятельной работы студентов,
2       легко интегрируются в систему дистанционного образования – даже считаются наиболее эффективным способом перехода к ДО,
3       легко интегрируются в систему управления качеством - СМК.

В представленной схеме кейс-технологии могут служить связующим звеном между учебным процессом и практической прикладной деятельностью и выступают как инструмент для выработки навыков решения проблемных задач, в отличие от традиционных кейсов (case stories), которые воспитывают лидерские качества, навыки менеджмента и пр. Кейс-технологии обеспечивают индивидуализацию обучения, что является одной из необходимых составляющих перехода к двухуровневой системе обучения и дают возможность быстрого изменения содержания учебного процесса.
Использованная схема взаимодействия обеспечивает баланс интересов всех заинтересованных сторон: ВУЗа, нуждающегося в коммерциализации прикладных следований и понимании потребностей рынка, менеджера, получающего доступ к кадровым ресурсам ВУЗа, студента, получающего практический опыт и возможность дополнительного заработка.
Организационным движителем этой схемы выступает структурное подразделение, сформированное из компетентных управленцев, которое занимается менеджментом проектных работ (контрактов). Принципиально важным является то, что контракты выполняются силами студентов, преподаватели выполняют функции экспертов-консультантов.



Лицензия Creative Commons
Произведение «Блог "Эффективное дистанционное образование"» созданное автором по имени А.Н.Гущин, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 3.0 Непортированная.
Основано на произведении с an1954.blogspot.ru. на следующий (также выделен полужирным шрифтом):