суббота, 29 марта 2014 г.

Время собирать камни.

Заканчивается 10 и последняя неделя моего пребывания на курсах В.Кухаренко "Разработка дистанционного курса". Задание недели - уже халявное. Заполнить пару опросников. Заполнил.

Еще прослушал очередной вебинар на тему "Оценивание в дистанционном обучении". Удивительное дело - в нашем образовании что-то происходит. Особенно явно это стало, когда речь зашла про оценочные средства. Потуги нашего руководства ввести компетентностный подход, дали определенные результаты. А тут все осталось с советских времен... В России все все ВУЗы мучаются переходом на новые образовательные стандарты - все пишут рабочие программы с учетом компетенций и, волей-неволей, задумываются об оценочных средствах. Легко можно найти в любом гуле "уровни развития компетенции". А вот что можно оценивать по Кухаренко. 

На первый взгляд нетривиальным тут кажется система тестирования - которая Фричо, но это тоже просто сложная техническая системы, сколько раз, да через какое время кнопочку нажал. Так вот, про компетенции. Даже я оказался вовлечен в этот водоворот и писал предложения для документа по оценочным средствам, который входит в СМК - Систему Менеджмента Качества. Я по одной дисциплине в УМК так написал.  
Содержательная трактовка компетенций.
Согласно проекту «TUNING» компетенция включают:
«ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ» (знание академической области, способность знать и понимать)
«ЗНАНИЕ КАК ДЕЙСТВОВАТЬ» (практическое и оперативное применение знаний к конкретной ситуации)
«ЗНАНИЕ КАК БЫТЬ» (ценности, являющиеся неотъемлемой частью восприятия и жизни с другими в социальном контексте).
Исходя из этого при оценке уровня сформированности компетенции, проверяет наличие собственной точки зрения (знание как быть) и умение аргументированно ее отстаивать в диалоге (знание как действовать). «Знание и понимание» проверяется во время тестирования.
Уровни формирования компетенции (пример):
  • «удовлетворительно» Понимает важность учета последствий управленческих решений с позиций социальной ответственности. Собственной точки зрения не имеет.
  • «хорошо» Понимает важность учета последствий управленческих решений с позиций социальной ответственности. Собственная точка зрения не выражена или не умеет ее аргументировано отстаивать.
  • «отлично» Имеет собственную точку зрения по вопросу учета последствий управленческих решений и действий с позиций социальной ответственности. Может аргументировано ее отстаивать.
Вполне можно использовать и в ДО. Чат организовать. Я не к тому, что сильно умный), но надо вперед двигаться. В общем, застой полнейший у Кухаренко. Правда, когда речь пошла про оценку результативности обучения дело пошло поживее. Но опять же старый добрый ЗУН - Знания, Умения, Навыки. Опять же старые добрые -измы: бихевиоризм, коннективизм. Да и без привычной жвачки про таксономию Блума тоже не обошлось. Единственное что-то реальное - теория Киркпатрика для оценки результативности обучения, которую я знаю и использую под именем Дж.Спенсера-мл. Уж не знаю, почему так получается.

Да, еще ответы на вопросы анкеты. На всякий случай приложу здесь. Это про разработанный курс в целом.


Название вашего курса, для какого контингента слушателей он предназначен
Курс "Управление проектом". Контингент - специалисты, студенты, желающие получить второе высшее.


1. Цель курса и ожидаемые результаты
    Понятное студентам;
    Достижима; имеются указания на необходимые для усвоения знания и умения;
    Или предлагаются дополнительные услуги для ее достижения;
    Насколько доброжелательная форма представления целей и результатов;
    Или не присутствуют в поступлении и определении цели лексические выражения, еще не знакомы студентам к работе над курсом.
Ответ:
Я уже писал в рабочей тетради. С тех пор ничего не поменялось. Цель курса - получить необходимую контекстуальную компетентность, выражаясь словами стандарта IPMA. Улучшить навыки общения формирующие поведенческую составляющую компетентности руководителя. Формальный Результат - проектная документация, которая включает в себя: цель (концепцию проекта), иерархическую структуру работ по проекту, расписание проекта, бюджет проекта. Результат понятен и достижим. Неформальный результат - понимание сущности проектной деятельности, для чего предусмотрены сдача тестов и общение слушателей в форме форумов и чатов. Для оценки эффективности используется входной и выходной контроль в форме сдачи теста. Входной и выходной тесты имеют одинаковое число вопросов - 50, из которых создается случайная выборка 10 вопросов. Дополнительных услуг для достижения цели не требуется. В составе курса имеется глоссарий, сопряженный с тестами, т.е. все термины, которые используются в тестах или в информационных материалах имеют расшифровку в глоссарии.

2. мотивация 
     Какие средства используются
     Интерфейс с учебной информацией и тьютором;
     Рост сложности постепенное или нет, необходимые объяснения;
     Структурирование: средства, их разнообразие, целесообразность, степень понимания;
     средства усиления
     Графика: схемы, деревья, слайды, другое, необходимые объяснения;
     Ключевые слова: частота, целесообразность, выразительность, мотивационная ценность,          системная последовательность;
     Другое
Ответ:
1. все разделы курса имеют единую структуру и одинаковую разметку. 2. использованы следующие типы педагогических средств: тесты, форумы, чат, рабочая тетрадь, гугл-анкета, инсталляция демо-версии ПО и работа с ним. 3. все информационные материалы выполнены в форме инфографики - насыщены рисунками и схемами. 4. используется минимальное количество материалов к каждому разделу, они называются единообразно - "Дайджест к неделе №" 5. Все лексические выражения сведены в глоссарий.

3. Обратная связь 
    Частота;
    Соответствие возрастным возможностям и индивидуальным особенностям;
    Корректировка траектории процесса обучения;
    Наличие реальной проверки деятельности студентов;
    Указания на причины отрицательного ответа и помощь в поиске верного пути к решению;
    Присутствуют оценка качества ответов и процесс поощрения;
    Есть психологическая поддержка неуспевающих студентов и своевременная помощь;
    Эффективность.
Ответ:
1. Каждый раздел завершается форумом для создания обратной связи. 2. Реальная проверка деятельности студентов осуществляется на основе подготовленной проектной документации и по результатам сдачи тестов. 3. После сдачи начального теста предусмотрен форум для коллективного обсуждения вопросов. 4. Индивидуализация образовательной траектории достигается за счет индивидуализации проекта, по которому готовится проектная документация. 5. Поощрение качества достигается за счет использования "доски почета", где еженедельно публикуются рейтинги трех лучших студентов. 6. Эффективность оценивается по входному и выходному тестам, а также по качеству выполнения проектной документации.

4. Контроль и управление 
    Соответствие целям;
    Оценка полученного опыта;
    Оценка деятельности;
    Вопрос понятны и рассчитаны на активность;
    Учет особенностей студента;
    Наличие определения ценности последовательного рассмотрения задач для формирования       знаний и умений;
    Наличие объединения вопросов в систему, направленную на достижение цели,                           совершенствования деятельности и демонстрации достижений в результатах;
    Наличие открытых вопросов как средств контроля.
Ответ:
1. Соответствие целям - см. выше. 2. Оценка полученного опыта достигается тем, что слушатель выполняет проектную документацию, тем самым приобретая необходимый опыт. Опыт оценивается. 3. Оценка деятельности - по ходу изучения разделов, с которыми сопряжена подготовка той или иной документации. 4. Учет особенностей слушателя достигается тем, что первый раздел курса посвящен формированию и самооценке компетенций руководителя. Далее установка в курсе сделана на то, чтобы решать проблемы коллективно. 5. Про "доску почета" уже писал. 6. В курсе нет открытых вопросов - есть открытая проблема. Это индивидуальный проект, который должен подготовить слушатель.

5. Помощь студентам 
    Планирование в начале учебного процесса, разнообразие запроектированных средств;
    Предвидение в процессе обучения, разнообразие запроектированных средств;
    Предвидение в работе над информацией, управлении выбором стратегии
    Обеспечение при выполнении контрольных заданий, запланированные подсказки и                   управляющие вопросы.
Ответ:
1. Весь учебный процесс спланирован понедельно. 2. Про разнообразие учебных средств написал. 3. Все тестовые вопросы сопряжены с глоссарием.

PS
Хватит болтать уже )))

3 комментария:

  1. А я в этой лаконичной анкете совершенно ничего не понял и нагло отвечал "да" и "нет")))
    А что касается компетентностного подхода, так все о нем слышали, принюхиваются, пробуют на вкус, но всерьез еще не взялись, не такое это простое дело. У нас в университете пока только успели в Стандарте прописать, что мы используем компетентностный подход, продуктивное обучение и чтой-то еще, да вот никакой конкретики, никаких методичек. А между прочим, поройтесь - в вопросе компетенций - разброд и шатание повсюду, это только вам удалось так легко их обнаружить)

    ОтветитьУдалить
  2. По компетенциям мы люди подневольные - сказали переходить на стандарты ФГОС_3, мы и взяли под козырек. С 1 июля надо будут стандарты 3+, а с 1 января 2015 года - стандарты ФГОС-4.
    Есть еще одна идея - связать оценочные средства с "дублинскими дескрипторами". Там вообще все просто получается. Как-нибудь пост напишу на эту тему.

    ОтветитьУдалить
  3. Пишите, одного читателя я вам гарантирую)

    ОтветитьУдалить

Лицензия Creative Commons
Произведение «Блог "Эффективное дистанционное образование"» созданное автором по имени А.Н.Гущин, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 3.0 Непортированная.
Основано на произведении с an1954.blogspot.ru. на следующий (также выделен полужирным шрифтом):