суббота, 22 марта 2014 г.

Почти закончили.

Это отчет о девятой неделе моего пребывания на курсах В.Кухаренко "Технологии разработки дистанционного курса". Задание недели было следующим.
1. Разработка тематического форума. 40 баллов .
   Выберите одно из занятий вашего курса. По теме занятия разработайте учебный      форум. Определите название, тему, обсуждаемые вопросы, длительность форума. 
2. Разработка тематического чата (вебинара). 40 баллов.
    В форуме Моя работа. напишите сценарий учебного чата.
3. Обмен сообщениями.
    Напишите сообщение тьютору типа "Приветствую".
4. Форум 9. Этикет ДО .10 баллов
Форумы в составе курса у меня уже были созданы. Осталось написать для них сопроводительные  тексты, где четче сформулировать цель и настроить параметры. В основном, чтобы один участник открывал одну тему. 

Вот сценарий чата (общее время - 1 час. Из расчета 10 мин на вопрос):
Чат будет использоваться в теме №1 "Я - руководитель".
Целевая группа совпадает с целевой группой слушателей курсов.
Время проведения чата - первая среда после начала занятий, плановое время 18-00 (время Екб).
Учебные цели чата: осмыслить свой опыт управления проектами с помощью с помощью профессиональных стандартов.
Название чата: "Кто такой профессиональный руководитель".
Перечень вопросов:
1. Почему в профессиональных стандартах такие разные формулировки?
2. Насколько велика разница между "портретом" руководителя с точки зрения разных профессиональных стандартов?
3. Доверяете ли Вы профессиональным стандартам? Каким именно?
4. Как соотносится мой личный опыт руководства проектами с профессиональными стандартами?
5. Мои лучшие проекты: что удалось с точки зрения профессионального стандарта?
6. Мои неудачные проекты: какие рекомендации профессиональных стандартов стоило бы выполнить?
Информационные материалы приведены в начале раздела.
Вступительное слово. (Тезисы).
- "Нет плохих и хороших решений, есть только опыт"
- Для осмысления опыта нужны профессиональные стандарты (в армии говорят, что воинские уставы написаны кровью).
- цель данного чата - осмыслить свой опыт с помощью профессиональных стандартов.
Заключительное слово. (Тезисы). 
- Обобщить высказанные точки зрения на профессиональные стандарты,
- Профессиональные стандарты - не догма. С их помощью руководитель вырабатывает собственный стиль. 
- "Нет плохих и хороших решений, есть только опыт"
Про последнее задние: этикет ДО решил что-нибудь сморозить оригинальное. Решил что-нибудь написать по управлению. Поскольку речь пойдет о курсе по управлению проектами, то надо что-то про командную работу и про то, как ДО - его этикет и этика помогают формировать команду. Точнее не саму команду, а отношения в ней. 
В ДО отношения специфические, поэтому важны не сами отношения, а перемена формы этих отношений. Примерно как спортсмен, который все делает правой рукой, время от времени тренируется все то же самое выполнять левой. Говорят, что очень полезно для выработки умений. При таком подходе ДО может выступать как дополнение для тренировки эмоционального интеллекта. Поскольку эмоциональный интеллект - необходимая составляющая для формирования успешной команды. 

Но тут мой тьютор (Анна Токарь) вывела меня на чистую воду: "При чем тут этикет и этика"?

Ничего не попишешь. Придется отвечать развернуто. Почитал маленько литературу. Нашел даже автореферат на тему "Коммуникативный гедонизм в жанре чат интернет-коммуникации". Термин понравился - коммуникативный гедонизм. Как раз то, что нужно. Рекомендации примерно следующие: нужно усилить игровой элемент. Для этого больше использовать роли. Тут я сразу вспомнил про методологию управления проектами MSF - Microsoft FrameWork Solution. Там вообще рекомендуется при проведении совещаний сразу обозначать свою роль: руководитель проекта, технический директор, эесперт и пр... После этого обращаться к участнику совещании вообще не по его имени, а по его роли. Утверждается, что сильно снижает уровень конфликтов. Как ее реализовать в ДО?
Первое. Надо давать установку на то, что человек выступает не от себя - от имени роли руководителя проекта. Не забыть это упомянуть в сценарии чата.
Второе. Нашел еще одно хорошее слово для этикета - "речевая маска". Предложить в самом начале каждому участнику использовать свою речевую маску. Живой пример. Вот Илья Ткачев пишет про мотивацию в своем курсе.
В своем курсе для мотивации учащихся я планирую использовать:рейтинги и поощрение своевременного выполнения заданийколлективные методы работы (вики)дискуссии для наиболее неопределенных (интересных) вопросовдополнительные сервисы – карты памяти, агрегаторы, галереи картинокконсультации без ограниченийзадания, требующие поиска, творческой активноститщательное структурирование текстаобильные иллюстрации и цитаты живую авторскую речь, юмор (?)
Фактически последними двумя словами он неявно дает рекомендацию слушателям курса использовать определенную речевую маску. А речевая маска определяет и этикет ДО. Т.е. манеру приветствия, использование жаргона, разрывание контакта с собеседником. Согласен с Ильей Ткачевым в его определении речевой маски.
Для этикета можно следующие рекомендации дать: не использовать официальное приветствие и обращение друг к другу (лучше по именам и по фамилиям), выбрать для себя в курсе определенную роль, образу которой следовать в дальнейшем, шире использовать общеизвестные цитаты, использовать метафоры в речи.
Подумаю, может в самом начале курса вставить рекомендации по сетевому этикету.


Лицензия Creative Commons
Произведение «Блог "Эффективное дистанционное образование"» созданное автором по имени А.Н.Гущин, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 3.0 Непортированная.
Основано на произведении с an1954.blogspot.ru. на следующий (также выделен полужирным шрифтом):