воскресенье, 8 декабря 2013 г.

Заключительный отчет

Это заключительный отчет о моем пребывании на курсах дистанционного обучения В.Кухаренко "Куратор содержания".

Раздал все долги,
Всем воздал по уму,
И больше не нужен уже никому.
(В.П.Дитятев- человек и гуманист). 

Специалисты НЛП считают, что у человека условный рефлекс вырабатывается со второго раза. А за семь недель если не навык, то привычка писать отчеты появилась.

Во-первых, я рад, что мой личный проект "Давайте оценим, что получилось" сработал хоть отчасти - проголосовало пять человек. Полную матрицу результатов можно увидеть здесь. Что показывают результаты голосования? 
Что радует
  • "Количество бесплатных сервисов, которые я использую для поиска, анализа и систематизации информации... " - все пять дали ответ "увеличилось"; снимаю шляпу перед Константином Бухайчуком, который вбил-таки их в нас.
  • "Мои навыки лицензирования собственных материалов с помощью открытых лицензий Creative Commons" - четверо сказали "улучшилось", один "еще не понял".
  • "Количество моих аккаунтов в наиболее популярных социальных сетях" - четверо "увеличилось", один "осталось без изменений"; опять же респект Константину.
  • "Количество методов поиска поиска, систематизации и представления цифровой информации, которые я использую в работе" - у четверых увеличилось, у одного "осталось на том же уровне"; опять же респект Константину.
Что настораживает
  • "Мои навыки оценки достоверности найденной в сети Интернет информации" - у четверых остались на том же уровне, один еще не понял - это та ложка дегтя, которая может испортить бочку меда - кому нужен куратор содержания, который не отличает правду от вранья. Он,скорее, опасен для общества.
На остальные вопросы ответы нейтральные - у кого-то стало лучше у кого-то хуже. Если условно поставить за четыре вопроса "плюсик", то за остальные четыре (которые не приводятся) можно поставить "ноль" - завяленная цель достигнута частично, за последний, надо поставить "минус" - заявленная цель не достигнута. Итоговая эффективность будет составлять 4/9 или приблизительно 40%. Это достаточно хороший результат, если оперировать только арифметикой и не вдаваться в содержательные тонкости.

Во-вторых, всю свою эскападу с анкетированием я считаю выполнением своего плана по курированию, где было написано, что тему курирования "Эффективное дистанционное обучение" я буду рассматривать примере своего блога. Организаторы курсов эту идею приняли и даже поставили мне за нее максимальные баллы. Так что данный пост является моим итоговым проектом.

В-третьих, говоря об эффективности дистанционного обучения в широком контексте, создается впечатление, что дистанционно хорошо обучать инструментальным навыкам, примерно так, как делал Константин Бугайчук. Более сложным навыкам - типа распознавания недостоверной информации обучить гораздо сложнее, тем более что они прямо основаны на общекультурных компетенциях каждого конкретного человека.

В-четвертых, образовательный процесс - дело двух сторон, и в нем многое зависит от того, что я называю "выстраиванием начальных ролей" (немного по-восточному). Классические роли "учитель-ученик". Тут все понятно: один вещает, второй внимает вещаемому (я стараюсь, сколько могу, отходить от этой схемы). Для проведения занятий по повышению квалификации роли следующие "специалист-консультант". Когда ты говоришь (или даешь понять) - вы лучше меня как специалисты, но я могу сказать, что нового появилось в законодательстве, какие есть тренды, что нового появилось в методиках, которые можно применить. Дальше все зависит от знания вопроса и умения убеждать, чтобы преодолеть негативную реакцию - это заумно, это научно, этого не применимо ....  В дистанционном обучении этого этапа нет. Заранее неизвестно, с кем ты имеешь дело - с высочайшим профессионалом или полным профаном и невеждой. Поэтому самая беспроигрышная стратегия - предлагать аудитории нечто совсем не специфическое, что заведомо не будет вызывать отторжения. Я назвал эту стратегию "размазыванием каши по столу". Именно поэтому появились сервисы (все бы и обошлось, если бы не пара паршивых овец).  Плюсом этой стратегии является сохранение ролей "учитель-ученик". 

Что я вынес для себя лично
Во-первых, мне понравилась организация работы в форме написания блога, и обязательно эту методику использую. Возвращение к эпистолярному жанру. 

Во-вторых, я неожиданно стал владельцем слегка раскрученного блога - итоговая посещаемость 2 500, за месяц - 1 700. (Если догнать до 5 000, то можно получать что-то с баннерной рекламы). Самые популярные посты
Как сказал поэт - "нам не дано предугадать, как наше слово отзовется". Вот еще любопытная картинка из гугл-аналитика. Показана карта переходов по страницам блога. 
Из которой следует мораль "запутывайте следы - оставляйте ссылки внутри блога для удобства перехода" читателя. 

В-третьих, мне понравилось, что удалось-таки разобраться с куратором содержания, причем без всякой мистики (научной xу-ты, как сказали бы на лурке) относительно нового информационного общества, интернета и прочего.... Что я для себя считаю достойным завершением курса. 

В-четвертых, я понял, что одна из основных проблем дистанционного обучения - невозможность заранее выстроить роли (см. выше). Поэтому надо быть готовым к внезапной смене ролей в диалоге. Это требует принципиально другого стиля преподавания. Тут я вспомнил, что почитываю в свободное время книжку Л.Б.Барнс, К.Р.Кристенсен, Э.Дж.Хансен "Преподавание и метод конкретных ситуаций", 70% которой набито именно такими конкретными ситуациями. Завидно (конечно, белой завистью) что западная педагогика ставит такие задачи. К сожалению, наше высшее образование занято в основном бумагами и таких задачах даже не думает. Раньше я считал, что советское образование лучше, теперь, увы, понимаю, что это просто пиар всяких депутатов, коммунистов, пургинянов и прочей публики, получающей профит с нашей ностальгии. 

Благодарности
  • Первая (и самая большая) Илье Ткаченко. Вот его блог. С ним было приятно потрепаться на всякие темы.
  • Фокиной Татьяне Николаевне. Это мой куратор в группе, которая затащила меня на курсы. Большая энтузиастка ДО.
  • Когтннтину Бугайчуку, сумевшему правдами и неправдами, но вбить в нас нужные навыки.
  • Владимиру Николаевичу Кухаренко - организатору и вдохновителю курсов за сам факт их проведения.

Лицензия Creative Commons
Произведение «Блог "Эффективное дистанционное образование"» созданное автором по имени А.Н.Гущин, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 3.0 Непортированная.
Основано на произведении с an1954.blogspot.ru. на следующий (также выделен полужирным шрифтом):