воскресенье, 8 декабря 2013 г.

Заключительный отчет

Это заключительный отчет о моем пребывании на курсах дистанционного обучения В.Кухаренко "Куратор содержания".

Раздал все долги,
Всем воздал по уму,
И больше не нужен уже никому.
(В.П.Дитятев- человек и гуманист). 

Специалисты НЛП считают, что у человека условный рефлекс вырабатывается со второго раза. А за семь недель если не навык, то привычка писать отчеты появилась.

Во-первых, я рад, что мой личный проект "Давайте оценим, что получилось" сработал хоть отчасти - проголосовало пять человек. Полную матрицу результатов можно увидеть здесь. Что показывают результаты голосования? 
Что радует
  • "Количество бесплатных сервисов, которые я использую для поиска, анализа и систематизации информации... " - все пять дали ответ "увеличилось"; снимаю шляпу перед Константином Бухайчуком, который вбил-таки их в нас.
  • "Мои навыки лицензирования собственных материалов с помощью открытых лицензий Creative Commons" - четверо сказали "улучшилось", один "еще не понял".
  • "Количество моих аккаунтов в наиболее популярных социальных сетях" - четверо "увеличилось", один "осталось без изменений"; опять же респект Константину.
  • "Количество методов поиска поиска, систематизации и представления цифровой информации, которые я использую в работе" - у четверых увеличилось, у одного "осталось на том же уровне"; опять же респект Константину.
Что настораживает
  • "Мои навыки оценки достоверности найденной в сети Интернет информации" - у четверых остались на том же уровне, один еще не понял - это та ложка дегтя, которая может испортить бочку меда - кому нужен куратор содержания, который не отличает правду от вранья. Он,скорее, опасен для общества.
На остальные вопросы ответы нейтральные - у кого-то стало лучше у кого-то хуже. Если условно поставить за четыре вопроса "плюсик", то за остальные четыре (которые не приводятся) можно поставить "ноль" - завяленная цель достигнута частично, за последний, надо поставить "минус" - заявленная цель не достигнута. Итоговая эффективность будет составлять 4/9 или приблизительно 40%. Это достаточно хороший результат, если оперировать только арифметикой и не вдаваться в содержательные тонкости.

Во-вторых, всю свою эскападу с анкетированием я считаю выполнением своего плана по курированию, где было написано, что тему курирования "Эффективное дистанционное обучение" я буду рассматривать примере своего блога. Организаторы курсов эту идею приняли и даже поставили мне за нее максимальные баллы. Так что данный пост является моим итоговым проектом.

В-третьих, говоря об эффективности дистанционного обучения в широком контексте, создается впечатление, что дистанционно хорошо обучать инструментальным навыкам, примерно так, как делал Константин Бугайчук. Более сложным навыкам - типа распознавания недостоверной информации обучить гораздо сложнее, тем более что они прямо основаны на общекультурных компетенциях каждого конкретного человека.

В-четвертых, образовательный процесс - дело двух сторон, и в нем многое зависит от того, что я называю "выстраиванием начальных ролей" (немного по-восточному). Классические роли "учитель-ученик". Тут все понятно: один вещает, второй внимает вещаемому (я стараюсь, сколько могу, отходить от этой схемы). Для проведения занятий по повышению квалификации роли следующие "специалист-консультант". Когда ты говоришь (или даешь понять) - вы лучше меня как специалисты, но я могу сказать, что нового появилось в законодательстве, какие есть тренды, что нового появилось в методиках, которые можно применить. Дальше все зависит от знания вопроса и умения убеждать, чтобы преодолеть негативную реакцию - это заумно, это научно, этого не применимо ....  В дистанционном обучении этого этапа нет. Заранее неизвестно, с кем ты имеешь дело - с высочайшим профессионалом или полным профаном и невеждой. Поэтому самая беспроигрышная стратегия - предлагать аудитории нечто совсем не специфическое, что заведомо не будет вызывать отторжения. Я назвал эту стратегию "размазыванием каши по столу". Именно поэтому появились сервисы (все бы и обошлось, если бы не пара паршивых овец).  Плюсом этой стратегии является сохранение ролей "учитель-ученик". 

Что я вынес для себя лично
Во-первых, мне понравилась организация работы в форме написания блога, и обязательно эту методику использую. Возвращение к эпистолярному жанру. 

Во-вторых, я неожиданно стал владельцем слегка раскрученного блога - итоговая посещаемость 2 500, за месяц - 1 700. (Если догнать до 5 000, то можно получать что-то с баннерной рекламы). Самые популярные посты
Как сказал поэт - "нам не дано предугадать, как наше слово отзовется". Вот еще любопытная картинка из гугл-аналитика. Показана карта переходов по страницам блога. 
Из которой следует мораль "запутывайте следы - оставляйте ссылки внутри блога для удобства перехода" читателя. 

В-третьих, мне понравилось, что удалось-таки разобраться с куратором содержания, причем без всякой мистики (научной xу-ты, как сказали бы на лурке) относительно нового информационного общества, интернета и прочего.... Что я для себя считаю достойным завершением курса. 

В-четвертых, я понял, что одна из основных проблем дистанционного обучения - невозможность заранее выстроить роли (см. выше). Поэтому надо быть готовым к внезапной смене ролей в диалоге. Это требует принципиально другого стиля преподавания. Тут я вспомнил, что почитываю в свободное время книжку Л.Б.Барнс, К.Р.Кристенсен, Э.Дж.Хансен "Преподавание и метод конкретных ситуаций", 70% которой набито именно такими конкретными ситуациями. Завидно (конечно, белой завистью) что западная педагогика ставит такие задачи. К сожалению, наше высшее образование занято в основном бумагами и таких задачах даже не думает. Раньше я считал, что советское образование лучше, теперь, увы, понимаю, что это просто пиар всяких депутатов, коммунистов, пургинянов и прочей публики, получающей профит с нашей ностальгии. 

Благодарности
  • Первая (и самая большая) Илье Ткаченко. Вот его блог. С ним было приятно потрепаться на всякие темы.
  • Фокиной Татьяне Николаевне. Это мой куратор в группе, которая затащила меня на курсы. Большая энтузиастка ДО.
  • Когтннтину Бугайчуку, сумевшему правдами и неправдами, но вбить в нас нужные навыки.
  • Владимиру Николаевичу Кухаренко - организатору и вдохновителю курсов за сам факт их проведения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Лицензия Creative Commons
Произведение «Блог "Эффективное дистанционное образование"» созданное автором по имени А.Н.Гущин, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 3.0 Непортированная.
Основано на произведении с an1954.blogspot.ru. на следующий (также выделен полужирным шрифтом):