четверг, 26 февраля 2015 г.

Любимая тема.

Дорвался до любимой темы. Любимая тема называется управление проектами. Увлекся этим делом еще во времена, когда был начальником научно-исследовательской лаборатории в Геоинформе. Была такая организация - ФГУП "Уралгеоинформ". Научно-исследовательская лаборатория - это одно название, на самом деле мы занимались разработкой софта, создавали геоинформационные системы. Но это отдельная тема... Короче, удалось разработать и внедрить "проектный офис" - корпоративную методологию управления проектами. Не буду уходить в историю, я с тех пор полюбил эту тему.

Нынче читаю дисциплину "Проектный практикум", бакалавры, направление (профиль?) "Прикладная информатика". Даже не охота переписывать всякую чушь про стандарты и компетенции. Лучше опишу практику, пока горячо и пока не забылось...

Первое. Принципы.
  • Проектная деятельность принципиально коллективная. (в этом смысле я иду вразрез с академией, где настроено на подготовку индивидуалов) - из этого следует, что ответственность за результат коллективная
  • Упор делается на руководителя проекта - из этого следует, что все коммуникации со студентами идут через руководителей
Второе. Задание студентам.
Задание формулирую так: для получения оценки я хочу получить: 
  • концепцию проекта - от группы в целом,
  • план исполнения проекта - от группы в целом,
  • результат (продукт) проекта (заранее его не конкретизирую) - от группы в целом,
  • постпроектный анализ - от каждого студента
Построектный анализ - это такое эссе, (шаблон могу выложить), в котором студент пишет, чему он научился в ходе выполнения проекта. По постпроектному анализу я на первой лекции мотивирую студентов. Когда речь доходит об основных принципах проектного управления, (там есть принцип, что весь опыт в ходе выполнения проекта должен документироваться), тут я вталкиваю про то, что знания - это отчуждаемый опыт, что нужно опыт документировать и всякое такое, Но на самом деле постпроектный анализ  - документ двойного назначения, по нему я проверяю, чему студент научился. 

Третье. Выборы руководителя проекта.
После первой вводной темы про проекты и что это такое, наступает следующая тема "Я - руководитель". Там идет общая теория про руководителя, про его качества. (Желающие могут посмотреть профессиональные стандарты - все взято оттуда). Самый большой прикол не в них. Главное сделать упор на то, что одно из основных качеств хорошего руководителя - критическое мышление (это на самом деле так). Но все это внешний антураж, который нужен для следующего. По ходу дела я показываю студентам несколько вот таких таблиц.
Адекватное поведение
Поведение, требующее исправления
Может делегировать задания, уверен в своих подчиненных, развивает их, учит их действовать согласно ожиданиям.
Не делегирует задачи, не учит, не развивает других
Имеет свой взгляд, ясно излагает его и воплощает в жизнь.
Может быть замкнутым, легко меняет свои взгляды (не имеет собственного взгляда)
Обладает естественным авторитетом, люди слушают и доверяют ему
Должен постоянно доказывать свою точку зрения. Люди сомневаются в нем.

А перед этим говорю, чтобы взяли листок бумаги и ручку и сделали самооценку, по каждой строчке - поставили себе плюс или минус (можно несколько, если раздирают утверждение по частям). Естественно, предупреждаю, что это самооценка и смотреть не буду. Когда доверчивые студенты все это сделают, спрашиваю, сколько кто себе поставил плюсов и сколько минусов, и пишу результаты на доске. Получается примерно так

Иванов
12+
3-
Пупкин
10+
6-

Дальше даю задание "Надо выбрать руководителей проектов", и затеваю дискуссию "По каким принципам надо выбирать", в ходе которой надо:
  1. подвести студентов к мысли, что выбирать надо по наличию критического мышления у руководителя проекта, см. выше.
  2. как можно объективно проверить критичность мышления - тут самое время ткнуть студентов в таблицу, которая на доске.
После этого остается еще раз зафиксировать результаты обсуждения: "Итак, мы с вами пришли в выводу, что ...". Попутно еще вталкиваю, что те, кто отметил себе много минусов имеют потенциал для роста, чем те, кто думает, что у них все хорошо. Кончается все это тем что руководителями проектов становятся  студенты, которые поставили себе наибольшее количество минусов, из расчета, чтобы у каждого была команда из примерно пяти человек.
После этого начинаю общаться в основном через руководителей проектов. Сообщаю студентам, что оценка по дисциплине будет ставиться с учетом мнения руководителя проекта. дальше вталкиваю руководителям про "социальную справедливость",  типа что они будут делать, когда придет какой-нибудь разгильдяй, которые не ходил на лекции, а они его примут в команду и будет ли это честно и справедливо по отношению к тем, что все вовремя сделал и пр пр. Важно, чтобы это было публично, чтобы любой участник имел право обидеться на руководителя )))
На этом этапе выдаю формы документов для концепции и плана. По сути они представляют переведенные мной шаблоны из методологии MSF - Microsoft FrameWork Solutions. 

Четверное. Формирование команды.
Дальше идет тема - "Формирование команды". Всячески педалирую тему, что конфликты - это неизбежно в любом проекте, что важная часть корпоративной культуры - это умение их решать. 
Во-вторых, когда идет всякая теория: что атмосфера в группе должна быть открытой, творческой и т.п. и т.п., даю посыл руководителям, что это они должны у себя в группе обеспечить. После этого руководители получают задание:
  • выбрать себе команду,
  • провести с командой совещание и представить предварительные варианты по теме проекта
(Тут часто студенты спрашивают, как будут приниматься результаты работы. Отвечаю, что я проверю не объем работ или знание определенной технологии, а соответствие результата заявленным требованиям).


Потом допишу ... )))

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Лицензия Creative Commons
Произведение «Блог "Эффективное дистанционное образование"» созданное автором по имени А.Н.Гущин, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 3.0 Непортированная.
Основано на произведении с an1954.blogspot.ru. на следующий (также выделен полужирным шрифтом):