четверг, 26 февраля 2015 г.

Любимая тема.

Дорвался до любимой темы. Любимая тема называется управление проектами. Увлекся этим делом еще во времена, когда был начальником научно-исследовательской лаборатории в Геоинформе. Была такая организация - ФГУП "Уралгеоинформ". Научно-исследовательская лаборатория - это одно название, на самом деле мы занимались разработкой софта, создавали геоинформационные системы. Но это отдельная тема... Короче, удалось разработать и внедрить "проектный офис" - корпоративную методологию управления проектами. Не буду уходить в историю, я с тех пор полюбил эту тему.

Нынче читаю дисциплину "Проектный практикум", бакалавры, направление (профиль?) "Прикладная информатика". Даже не охота переписывать всякую чушь про стандарты и компетенции. Лучше опишу практику, пока горячо и пока не забылось...

Первое. Принципы.
  • Проектная деятельность принципиально коллективная. (в этом смысле я иду вразрез с академией, где настроено на подготовку индивидуалов) - из этого следует, что ответственность за результат коллективная
  • Упор делается на руководителя проекта - из этого следует, что все коммуникации со студентами идут через руководителей
Второе. Задание студентам.
Задание формулирую так: для получения оценки я хочу получить: 
  • концепцию проекта - от группы в целом,
  • план исполнения проекта - от группы в целом,
  • результат (продукт) проекта (заранее его не конкретизирую) - от группы в целом,
  • постпроектный анализ - от каждого студента
Построектный анализ - это такое эссе, (шаблон могу выложить), в котором студент пишет, чему он научился в ходе выполнения проекта. По постпроектному анализу я на первой лекции мотивирую студентов. Когда речь доходит об основных принципах проектного управления, (там есть принцип, что весь опыт в ходе выполнения проекта должен документироваться), тут я вталкиваю про то, что знания - это отчуждаемый опыт, что нужно опыт документировать и всякое такое, Но на самом деле постпроектный анализ  - документ двойного назначения, по нему я проверяю, чему студент научился. 

Третье. Выборы руководителя проекта.
После первой вводной темы про проекты и что это такое, наступает следующая тема "Я - руководитель". Там идет общая теория про руководителя, про его качества. (Желающие могут посмотреть профессиональные стандарты - все взято оттуда). Самый большой прикол не в них. Главное сделать упор на то, что одно из основных качеств хорошего руководителя - критическое мышление (это на самом деле так). Но все это внешний антураж, который нужен для следующего. По ходу дела я показываю студентам несколько вот таких таблиц.
Адекватное поведение
Поведение, требующее исправления
Может делегировать задания, уверен в своих подчиненных, развивает их, учит их действовать согласно ожиданиям.
Не делегирует задачи, не учит, не развивает других
Имеет свой взгляд, ясно излагает его и воплощает в жизнь.
Может быть замкнутым, легко меняет свои взгляды (не имеет собственного взгляда)
Обладает естественным авторитетом, люди слушают и доверяют ему
Должен постоянно доказывать свою точку зрения. Люди сомневаются в нем.

А перед этим говорю, чтобы взяли листок бумаги и ручку и сделали самооценку, по каждой строчке - поставили себе плюс или минус (можно несколько, если раздирают утверждение по частям). Естественно, предупреждаю, что это самооценка и смотреть не буду. Когда доверчивые студенты все это сделают, спрашиваю, сколько кто себе поставил плюсов и сколько минусов, и пишу результаты на доске. Получается примерно так

Иванов
12+
3-
Пупкин
10+
6-

Дальше даю задание "Надо выбрать руководителей проектов", и затеваю дискуссию "По каким принципам надо выбирать", в ходе которой надо:
  1. подвести студентов к мысли, что выбирать надо по наличию критического мышления у руководителя проекта, см. выше.
  2. как можно объективно проверить критичность мышления - тут самое время ткнуть студентов в таблицу, которая на доске.
После этого остается еще раз зафиксировать результаты обсуждения: "Итак, мы с вами пришли в выводу, что ...". Попутно еще вталкиваю, что те, кто отметил себе много минусов имеют потенциал для роста, чем те, кто думает, что у них все хорошо. Кончается все это тем что руководителями проектов становятся  студенты, которые поставили себе наибольшее количество минусов, из расчета, чтобы у каждого была команда из примерно пяти человек.
После этого начинаю общаться в основном через руководителей проектов. Сообщаю студентам, что оценка по дисциплине будет ставиться с учетом мнения руководителя проекта. дальше вталкиваю руководителям про "социальную справедливость",  типа что они будут делать, когда придет какой-нибудь разгильдяй, которые не ходил на лекции, а они его примут в команду и будет ли это честно и справедливо по отношению к тем, что все вовремя сделал и пр пр. Важно, чтобы это было публично, чтобы любой участник имел право обидеться на руководителя )))
На этом этапе выдаю формы документов для концепции и плана. По сути они представляют переведенные мной шаблоны из методологии MSF - Microsoft FrameWork Solutions. 

Четверное. Формирование команды.
Дальше идет тема - "Формирование команды". Всячески педалирую тему, что конфликты - это неизбежно в любом проекте, что важная часть корпоративной культуры - это умение их решать. 
Во-вторых, когда идет всякая теория: что атмосфера в группе должна быть открытой, творческой и т.п. и т.п., даю посыл руководителям, что это они должны у себя в группе обеспечить. После этого руководители получают задание:
  • выбрать себе команду,
  • провести с командой совещание и представить предварительные варианты по теме проекта
(Тут часто студенты спрашивают, как будут приниматься результаты работы. Отвечаю, что я проверю не объем работ или знание определенной технологии, а соответствие результата заявленным требованиям).


Потом допишу ... )))
Лицензия Creative Commons
Произведение «Блог "Эффективное дистанционное образование"» созданное автором по имени А.Н.Гущин, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 3.0 Непортированная.
Основано на произведении с an1954.blogspot.ru. на следующий (также выделен полужирным шрифтом):