Итак, я восстановил сервер и разместил там электронные курсы. Но вот начался учебный год и новое поколение магистрантов пришло в аудиторию.
Тут выяснилась проблема. Конечно, я мог бы прочитать им лекцию, но тогда зачем я делал курсы? Там все есть... Вопросов (как уверяют нас на западе) они не задают. Сказать, чтоб сидели и читали выложенные материалы? Во-первых, не позволяет совесть. Во-вторых, тут же перестанут ходить.
В конце-концов, я придумал решение проблемы. Когда студенты приходят - заниматься с ними интерактивными методами: кейсами, деловыми играми, тренингами. А материалы в курсе пусть читают сами. Будет непонятно - спросят. Так я пришел к смешанному обучению.
Остался вопрос: откуда брать материалы для кейсов и деловых игр. Если дисциплина очень специфическая: "Методика и методология научного исследования". Погуглив я нашел такую методу: отработка навыков критического мышления с помощью чтения и письма. Пришло еще одно решение: в аудитории заниматься этим тренингом. Привожу систему упражнений для тренинга.
Тут выяснилась проблема. Конечно, я мог бы прочитать им лекцию, но тогда зачем я делал курсы? Там все есть... Вопросов (как уверяют нас на западе) они не задают. Сказать, чтоб сидели и читали выложенные материалы? Во-первых, не позволяет совесть. Во-вторых, тут же перестанут ходить.
В конце-концов, я придумал решение проблемы. Когда студенты приходят - заниматься с ними интерактивными методами: кейсами, деловыми играми, тренингами. А материалы в курсе пусть читают сами. Будет непонятно - спросят. Так я пришел к смешанному обучению.
Остался вопрос: откуда брать материалы для кейсов и деловых игр. Если дисциплина очень специфическая: "Методика и методология научного исследования". Погуглив я нашел такую методу: отработка навыков критического мышления с помощью чтения и письма. Пришло еще одно решение: в аудитории заниматься этим тренингом. Привожу систему упражнений для тренинга.
1. Тренинг по снятию страха перед чистым листом бумаги
Многие люди испытывают страх перед чистым листом бумаги. В
силу чего не могут начать писать текст – научную статью или что-то другое.
Подготовка
Нужные
чистые листы бумаги.
Порядок проведения
По сигналу тренера студенты берут
чистые листы бумаги и пишут все, что им придит в данный момент в голову. Продолжительность
– 5 минут. После этого студенты, не глядя в написанное, рвут листочки и
выбрасывают их в мусорную корзину.
Сейчас начинаю с этого каждое занятие. Очень хорошо очищает голову от посторонних мыслей и настраивает на проведения занятия.
2. Письмо по кругу
Прием
“Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен
быть лист бумаги. Студентам нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и
согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает
несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу.
Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех
пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые
предложения.
3. Внимательное чтение
Прием “Внимательное чтение” работает на стадии осмысления. Во
время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи
делать в тексте пометки.
Учителю необходимо предварительно определить текст или его
фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных
знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.
Маркировочные пометки:
-
Знаком “галочка” отмечают информацию, которая
известна ученику.
-
Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые
знания.
-
Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось
непонятно и требует дополнительных сведений.
Может быть несколько вариантов пометок:
-
2 значка - “+” и “V”,
-
3 значка - “+”, “V”,
-
“?” или 4 значка - “+”,
-
“V”, “?”, “-” (думал иначе).
После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу,
количество граф которой соответствует числу знаков маркировки:
“V”
- знаю
|
“+”
- новое
|
“?”
- есть вопросы
|
Данный прием требует от ученика активного и внимательного
чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию
с имеющимися представлениями.
4. Написание синквейна
Синквейн - самая легкая форма стихотворений по
алгоритму. В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти
строк, которое пишется по определенным правилам.
-
На первой строчке записывается одно слово –
существительное. Это тема синквейна.
-
На второй строчке надо написать два
прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
-
На третьей строчке записываются три глагола,
описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
-
На четвертой строчке размещается фраза,
состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение
к теме.
-
Пятая строчка – это слово – резюме, которое
позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.
Пример:
Звуки
- - Гласные и согласные.
- - Льются, звенят, гремят.
- - Используются в устной речи.
- - Фонетика.
Учитель
- - Добрый, знающий.
- - Учит, воспитывает, помогает.
- - Старый друг лучше новых!
- - Мастер.
5. Визуализация абстрактных понятий
Прием “Визуализация абстрактных понятий”. Студентам предлагают нарисовать абстрактное понятие. Например, задание может звучать так: "Нарисуйте добро".
Комментариев нет:
Отправить комментарий