суббота, 21 октября 2017 г.

Практикую смешанное обучение

Итак, я восстановил сервер и разместил там электронные курсы. Но вот начался учебный год и новое поколение магистрантов пришло в аудиторию.


Тут выяснилась проблема. Конечно, я мог бы прочитать им лекцию, но тогда зачем я делал курсы? Там все есть... Вопросов (как уверяют нас на западе) они не задают. Сказать, чтоб сидели и читали выложенные материалы? Во-первых, не позволяет совесть. Во-вторых, тут же перестанут ходить.

В конце-концов, я придумал решение проблемы. Когда студенты приходят - заниматься с ними интерактивными методами: кейсами, деловыми играми, тренингами. А материалы в курсе пусть читают сами. Будет непонятно - спросят.  Так я пришел к смешанному обучению.

Остался вопрос: откуда брать материалы для кейсов и деловых игр. Если дисциплина очень специфическая: "Методика и методология научного исследования". Погуглив я нашел такую методу: отработка навыков критического мышления с помощью чтения и письма. Пришло еще одно решение: в аудитории заниматься этим тренингом. Привожу систему упражнений для тренинга.


1.     Тренинг по снятию страха перед чистым листом бумаги

Многие люди испытывают страх перед чистым листом бумаги. В силу чего не могут начать писать текст – научную статью или что-то другое.
Подготовка
            Нужные чистые листы бумаги.
Порядок проведения
По сигналу тренера студенты берут чистые листы бумаги и пишут все, что им придит в данный момент в голову. Продолжительность – 5 минут. После этого студенты, не глядя в написанное, рвут листочки и выбрасывают их в мусорную корзину.

Сейчас начинаю с этого каждое занятие. Очень хорошо очищает голову от посторонних мыслей и настраивает на проведения занятия.

2.     Письмо по кругу

            Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Студентам нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

3.     Внимательное чтение

Прием “Внимательное чтение” работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.
Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.
Маркировочные пометки:
-        Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику.
-        Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.
-        Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.
Может быть несколько вариантов пометок:
-        2 значка - “+” и “V”,
-        3 значка - “+”, “V”,
-        “?” или 4 значка - “+”,
-        “V”, “?”, “-” (думал иначе).
После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки:
“V” - знаю
“+” - новое
“?” - есть вопросы
Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

4.     Написание синквейна

Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму. В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
-        На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
-        На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
-        На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
-        На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.
-        Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.
Пример:
Звуки
  • -        Гласные и согласные.
  • -        Льются, звенят, гремят.
  • -        Используются в устной речи.
  • -        Фонетика.

Учитель
  • -        Добрый, знающий.
  • -        Учит, воспитывает, помогает.
  • -        Старый друг лучше новых!
  • -        Мастер.
Практика показала, что это действительно тренинг абстрактного мышления. С последним существительным - с обобщением у студентов не очень. Хорошо еще прикалываться и давать задание написать синквейн на тему будущей работы или ее объект или предмет.

5.     Визуализация абстрактных понятий

Прием “Визуализация абстрактных понятий”. Студентам предлагают нарисовать абстрактное понятие. Например, задание может звучать так: "Нарисуйте добро". 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Лицензия Creative Commons
Произведение «Блог "Эффективное дистанционное образование"» созданное автором по имени А.Н.Гущин, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 3.0 Непортированная.
Основано на произведении с an1954.blogspot.ru. на следующий (также выделен полужирным шрифтом):