Забыл сказать, что получения рецензии УМО потребовало от мня расписать компетенции в курсе. (Речь идет про курс "Базы данных"). И поскольку я рецензию таки получил, то УМО с моей трактовкой согласилось. Поэтому приведу выдержки из того, что относится к компетенциям.
Результаты прохождения курса связаны со следующими обязательными
требованиями по его усвоению, перечисленными в стандарте ФГОС-3.
Знать:
- принципы организации проектирования и содержание
     этапов процесса разработки программных комплексов (в части проектирования
     баз данных),
 
- модели данных,
 
- архитектуру баз данных,
 
- системы управления базами данных и информационными
     хранилищами,
 
- методы и средства проектирования баз данных,
 
- особенности администрирования баз данных в
     локальных и глобальных сетях,
 
Уметь:
- использовать международные и отечественные
     стандарты,
 
- разрабатывать концептуальную модель предметной
     области, выбирать инструментальные средства и технологии проектирования
     ИС.
 
 Обеспечение требований образовательного
стандарта.
В соответствии
со списком «знать», разбит весь массив тестовых вопросов. Поэтому, используя
результаты тестирования, можно оценить уровень знаний по всем разделам.
Тестирование рекомендуется проводить в форме компьютерного тестирования.
Необходимые умения появляются в процессе выполнения практических работ.
Использование международных и и отечественных стандартов вплетено в процесс
изложения материала и далее перетекает в практические работы. 
Компетенции, формируемые в результате изучения.
Процесс изучения дисциплины
направлен на формирование основной компетенции
-       
ПК-9 –  «способен
моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и
информационные процессы»
и развитие сопутствующих компетенций:
-       
ПК-6 – «способен документировать процессы
создания информационных систем на всех стадиях жизненного цикла»,
-       
ПК-7 – «способен использовать технологические и
функциональные стандарты, современные модели и методы оценки качества и
надежности при проектировании, конструировании и отладке программных средств»,
-       
ПК-12 – «способен эксплуатировать и сопровождать
информационные системы и сервисы»,
-       
ПК-13 – «способен принимать участие во
внедрении, адаптации и настройке прикладных ИС»
Для понимания
того, как формируются необходимые компетенции, необходимо представить
уточняющий контекст компетенции в пределах настоящего курса. 
 
  
Название компетенции в стандарте 
 | 
  
Уточняющий контекст компетенции в пределах курса 
 | 
 
  
  
 | 
  
  
 | 
 
  
ПК-6 – «способен документировать процессы создания
  информационных систем на всех стадиях жизненного цикла» 
 | 
  
По сути, это императивное требование, т.к. проектирование
  и создание базы данных является одним из этапов разработки информационной
  системы.  
 | 
 
  
ПК-7 – «способен использовать технологические и
  функциональные стандарты, современные модели и методы оценки качества и
  надежности при проектировании, конструировании и отладке программных средств» 
 | 
  
В контексте настоящего курса может быть  сформирована и проверена составляющая,
  относящаяся к оценке надежности при разработке приложений для СУБД Access.
  Разработка надежных приложений включает, прежде всего, использование методов
  поддержания целостности базы данных.  
 | 
 
  
ПК-12 – «способен эксплуатировать и сопровождать
  информационные системы и сервисы» 
 | 
  
На основании закона 143-ФЗ «Об информации, информационных
  технологиях и защите информации» под информационной системой понимается
  «совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее
  работу информационных технологий и технических средств». Откуда следует, что
  компетенцию ПК-12 в контексте настоящего курса следует понимать как умение
  эксплуатировать и сопровождать базы данных. 
 | 
 
  
ПК-13 – «способен принимать участие во внедрении,
  адаптации и настройке прикладных ИС» 
 | 
  
Аналогичным образом данная компетенция понимается как
  участие во внедрении, адаптации и настройке баз данных и приложений на их
  основе.  
 | 
 
Поскольку
компетенция является интегральной характеристикой, то оценка уровня
сформированности той или иной компетенции целесообразней проводить по итогам
обучения: во время Государственного экзамена или по качеству выполненной ВКР. В
контексте настоящего курса уровень сформированности основной компетенции ПК-9
можно оценить так:
-       
Высокий (продвинутый) уровень – сдача теста и
выполнение всех практических работ на оценку «отлично»,
-       
Средний уровень развития – сдача теста и
выполнение всех практических работ на оценки «хорошо» и «отлично»,
-       
Низкий уровень развития – сдача теста выполнение
всех практических работ в том числе с оценкой «удовлетворительно».  
 Разумеется, представленные рекомендации не
являются универсальными и каждый ВУЗ (каждый преподаватель) вправе использовать
свою шкалу.    
И дальше в практических работах. Например.
Работа N1
Цель работы:
Создать простую таблицу с записями о студентах.
Задание студентам:
-       
Изучить интерфейс СУБД Access. 
-       
Ознакомиться с мастером создания таблиц, 
-       
Создать таблицу, содержащую сведения о студентах
группы. Обязательная часть сведений должна включать: номер зачетки, фамилию,
имя, отчество, дате рождения, телефон, номер группы, название специальности.
-       
При создании таблицы учесть бизнес-ограничения,
обеспечивающие целостность базы данных, не менее 5.
-       
Ввести не менее 15 о коллегах-студентах из этой
или других групп. 
-       
Проанализировать заполненную таблицу с помощью
мастера «Анализ быстродействия» (раздел меню «Работа с базами данных»).
-       
Полученную таблицу сохранить для последующего
использования.  
-       
Подготовить отчет о выполненной работе с помощью
мастера «Архивариус» или «Средство документирования баз данных» (раздел меню
«Работа с базами данных») и дать заключение о пригодности мастера для
документирования.
 Форма
представления результата:
-       
Файл в формате MS Access.
-       
Отчет о выполненной работе. Отчет включает:
o  
Титульный лист с названием работы, дисциплины,
группы и фамилии студента,
o  
Описание структуры таблицы,
o  
Описание средств обеспечения целостности базы
данных, использованных студентом.
o  
Заключение о пригодности мастера «Архивариус»
для подготовки отчетов.
Оценка за выполнение работы:
Оценка выставляется с учетом
степени полноты выполнения заданий и наличия средств поддержки целостности базы
данных.
-       
«Отлично» - выполнены все задания работы и в
таблице имеется не менее 5 бизнес-ограничений для поддержки целостности базы
данных.
-       
«Хорошо» - полностью выполнены все задания
работы, но не хватает бизнес-ограничений для поддержания целостности базы
данных.
-       
«Удовлетворительно» - не выполнено одно из
заданий работы.
Формируемые компетенции
-       
ПК-9 –  «способен
моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и
информационные процессы»
-       
ПК-6 – «способен документировать процессы
создания информационных систем на всех стадиях жизненного цикла»,
-       
ПК-7 – «способен использовать технологические и
функциональные стандарты, современные модели и методы оценки качества и
надежности при проектировании, конструировании и отладке программных средств»,
-       
ПК-12 – «способен эксплуатировать и сопровождать
информационные системы и сервисы»,